Церковь в селе

Жители - лютеране. Колония относилась к евангелическо-лютеранскому приходу Розенгейм.

В первые десятилетия после основания колонии богослужения совершались в школьно-молитвенном доме. Первая деревянная церковь была построена на средства колонистов в 1822 г. Она имела статус филиальной. В 1860 г. была построена новая деревянная церковь в так называемом «контор-стиле», который был распространен в немецких поволжских колониях в 1860-1870-е гг. В 1908 г. церковная община насчитывала 2235 прихожан.

Решением комиссии по вопросам культов при ЦИК АССР Немцев Поволжья от 19 февраля 1934 г. церковь в селе Эндерс была закрыта. К этому моменту в церковной общине ещё насчитывалось 505 ч.

Дело № 20 от 06.03.1858 -15.04.1858 о разрешении на строительство церкви в Кол. Эндерс /Усть-Караман. 

Где Фото найти и где церковь сегодня ?

Воспоминания старожилов о деревенской церкви:

1-Село, где жила семья Эммы Христиановны Гуева, состояло из 360 дворов и было очень красивым, с деревянной церковью, стоявшей прямо напротив их дома. Но в 1939 году в связи с антирелигиозной пропагандой церковь закрыли, воскресные службы отменили. Пастор заперся изнутри и не впускал людей, пришедших осквернить храм, снять кресты. Но через три дня люди все-таки проникли внутрь, кресты были сняты и уничтожены, а орган разбит. Пастора вывели на окраину села и расстреляли.

 2- Шнайдер Елена Христиановна родилась в 1925 году в немецком селе Эндерс (Усть-Караман )В немецком селе была своя лютеранская церковь. В советское время эта церковь разделила судьбу всех остальных —на ее месте был открыт клуб. По воспоминаниям Елены Христиановны, немцы, особенно пожилые, долгое время не могли смириться с этим.

3- Эмилия Давидовна Степушкина, в девичестве Шнайдер.«Родилась я 12 июля 1923 года 1941- церкви тогда уже не было, но вера оставалась жить в сердцах людей.В церкви был большой духовой оркестр, очень известный в Кантоне, см. фотографии ниже.

Эта =Краснояр ,новая деревянная церковь была построена в 1861 году и освящена 9 июля 1861 года. Она называлась Троицкой лютеранской церковью и, как говорят, вмещала 1500 верующих. Церковные колокола были сняты со звонницы в 1929 г. во время празднования Октябрьской (1917 г.) революции. Они были доставлены в Катариненштадт и переплавлены, чтобы стать деталями для производства первого советского трактора под названием «Гном». За десятилетия церковь претерпела несколько изменений и была окончательно снесена в 1980-х годах. https://artbyboss.com/krasnoyarrussiatrinitylutheranchurch.html

Кл. = Кладбище села 1938г. https://wolgadeutsche.net/kartografer/helmut/ASSR_NP.jpg

Величественные протестантские храмы ХIХ столетия были гордостью колонистов, своей архитектурой они напоминали европейские соборы в готическом и неоклассицистическом стилях.

Оживление в строительстве церквей наступило в начале XIX века, когда Министерство внутренних дел России разрешило Саратовской Конторе иностранных поселенцев руководить строительством в немецких колониях Поволжья. В 1830 г. был разработан, а в 1836 г. утвержден проект Положения о строительстве церквей в России, в том числе и иностранных исповеданий. В колониях разрешали руководствоваться традиционными западными архитектурными принципами.

Расцвет культового каменного строительства в поволжских немецких колониях приходится на период кон. XIX - нач. XX вв. В то же время сложился тип немецкого поволжского храма - капитальной крупномасштабной постройки с ярким национальным колоритом. Немецкие церкви имели ясную, динамичную композицию, отточенные формы, островерхие башни-колокольни, упругие пилоны, стрельчатые окна и арки, круглые витражи-розы, виртуозный кирпичный орнамент стен.

Русское правительство заложило основу для создания церковных приходов, однако прошли годы, прежде чем в колониях была создана стройная церковная система. Долгое время евангелические церковные приходы колоний оставались без подчинения какому-либо вышестоящему органу и даже без связи друг с другом. Внутреннее устройство и порядок богослужений определялись приходами самостоятельно, регулярных собраний пасторов не проводилось. Назначение священнослужителей на конкретные должности входило в юрисдикцию Канцелярии опекунства в Санкт-Петербурге, с 1782 г. это право перешло к Юстиц-коллегии. Позже пасторов утверждал в должности сам император. Кроме недостаточного числа проповедников, церквей, школ, в лютеранских приходах в первые годы после переселения остро стояла еще одна проблема - нехватка духов­ной литературы: Библий, проповеднических книг, молитвенников и церковных песенников.

Вера

Вера - это ответ на все вопросы тем не менее, величайшая загадка. Вера - это смысл жизни.
Бог с нами один, хотя все мы называем Его по-разному. Все превозносят Бога. Лютеранские церкви отличаются от других неприхотливым оборудованием. Изображений святых здесь нет, только большой крест на алтаре. Стены украшены цветами и изображениями Иисуса. Свечи в церкви тоже не зажигали. Прямо на алтаре стояло всего несколько свечей. https://ustkaraman.ucoz.net/getImage.jpeg_Got_kommt.jpeg

Уютная, простая церковь была создана для прихожан. Скамейки со спинками обычно подходили для молитвенника. Лютеране не крестятся, но молитвенник у них всегда был с собой.

Пасторы отправляют в них по воскресным дням служение по очереди, по сделанному с колонистами добровольному условию, а по тем Воскресным дням, когда Священники в сих колониях не бывают, служение отправляют Шульмейстеры, которые в случае нужды крестят младенцев и хоронят усопших. На содержание Священников Колонисты складывают, по положению в сделанном с ними условии, по 180 рублей на год, а в некоторых Лютеранских колониях платят и по 200 рублей. Сверх того Пасторы имеют дома для жительства и получают дрова и участок сенокоса; также дается им по одному или по два четверика пшеницы или ржи от каждого двора. За крещение, за похороны, за свадьбу, за посещение больного и за приобщение святых таинств, платят колонисты особо, смотря по состоянию, по 5, 25, 50 коп. и по 1 рублю. У каждой приходской церкви выбраны от общества один приходской  староста и один частный, кои под надзором Священника имеют церковную казну, и должны вести приход и расход деньгам и вещам, и иметь попечение о починках церкви и Священнического дома.

Евангелическо-лютеранские общины в Поволжье на 1908 г. Kолонии   Эндерс принадлежали:

VI. Б. Пробстский район лугового берега Волги был: Die Pfarrei-приход Розенгейм 1904-1905 гг. С 12513 членом церковь = с пастором Э. Бушем, пастором Александром Ротермелем в 1915 г., включая церковь Розенгейм с 4326, церквями Швед 3570, церковь Шталь 3845, церковь Эндерс 2235 членов церкви = всего 13976.

Ротермель/Ротэрмель, Александр Николаевич (Rothermel, Alexander Friedrich)
(4.10.1880–15.2.1963), пастор. Родился в Орловском (Орловка). Вместе со своим братом Иоганном он учился в школе при еванг.-лютер. церкви  Петра и Павла в Москве (1889-95) и в Александровской гимназии в Риге (1895-1900). В Дерпте изучал теологию с сентября 1900 по октябрь 1907 г.; 15 ноября 1907 г. богословский факультет присвоил ему звание «дипломированного студента богословия».
Александр Ротермель был рукоположен в Москве 1 марта 1909 года. В 1909-12 гг. он служил пастором в Гнаденфлюре и до 1922 года в Розенгейме (Подстепное). После Февральской революции 1917 года принимал активное участие в национальном движении немцев Поволжья как:

  • представитель Красноярской волости на съезде уполномоченных поволжских колоний в Саратове (25-27 апреля 1917 года.);
  • член Центрального комитета немцев-колонистов Поволжья;
  • кандидат съезда депутатов поволжских колоний в Шиллинге (Сосновка), сентябрь 1917 на выборах в Самарской губ. (список луговой стороны № 6) в Учредительное собрание.

В 1922 году он переехал в Германию и занимал должность пастора в Хедепере (Hedeper, 1925-28) и Хойерсдорфе (Hoiersdorf, 1929-53); оба прихода принадлежали к Брауншвейгской ев.-лют. земельной церкви. Умер в Хойерсдорфе.   https://i.postimg.cc/Fzv8vWV0/Rothermel-Alexander.jpg

Александр Ротермель, 1900

Все альбомы автора: Говорова Екатерина:

https://sadservie.ru/post/1087

https://wolgadeutsche.net/

https://archiv.wolgadeutsche.net/album/338

Лютеранская кирха колонии Розенгейм = 12.06.2021

https://www.youtube.com/watch?v=sqpVQbsiLQY

https://putevodzvezda.ru/wp-content/uploads/2021/06/ph120621-1.jpg

Лютеранская кирха в Подстепном   14/02/2023 21:10

+ 07.2023 Video   https://www.youtube.com/watch?v=1ejzuUTWC08

https://volgafoto.ru/files/pages/11339/1676398397general_pages_14_February_2023_i11339_luteranskaya_kirxa_v_podstepnom.jpg

https://volgafoto.ru/photo/14-February-2023-i11339-luteranskaya-kirxa-v-podst

Пастор Буш крестит и регистрирует ребенка в церкви Розенхайм 6 сентября 1909 года.:

Индекс «Письма из ада» USA 1921 - 1924 гг.

4012/1042 Ротермель Пастор 20.06.22 18.01.23 Эндерс, Россия Благодарственное письмо Церковный совет подтверждает, что получил 5 1/2 партий продуктов питания на апрель, май, июнь и июль от Национального Лютеранский совет нуждающихся Эндерса. Мы просим, ​​чтобы это Благодарственное письмо будет опубликовано в американских газетах

4013/1043 Мюль А., школьный учитель 20.06.22 18.01.23 Эндерс, Россия Благодарственное письмо Церковный совет подтверждает, что получил 5 1/2 партий продуктов питания на апрель, май, июнь и июль от Национального Лютеранский совет нуждающихся Эндерса. Мы просим, ​​чтобы это Благодарственное письмо будет опубликовано в американских газетах.

4014/1044 Шнайдер Chistian X. 20.06.22 18.01.23 Эндерс, Россия Церковный совет подтверждает, что получил 5 1/2 партий продуктов питания на апрель, май, июнь и июль от Национального Лютеранский совет нуждающихся Эндерса. Мы просим, ​​чтобы это Благодарственное письмо будет опубликовано в американских газетах.

4015/1045 Шнайдер Генрих 20.06.22 18.01.23 Эндерс, Россия Благодарственное письмо Церковный совет подтверждает, что получил 5 1/2 партий продуктов питания на апрель, май, июнь и июль от НациональногоЛютеранский совет нуждающихся Эндерса. Мы просим, ​​чтобы это Благодарственное письмо будет опубликовано в американских газетах.

4016/1046 РУШ Johann Джо. 20.06.22 18.01.23 Эндерс, Россия Благодарственное письмо Церковный совет подтверждает получение 5 1/2 партий продуктов питания на апрель, май, июнь и июль от Национального Лютеранский совет нуждающихся Эндерса. Мы просим, ​​чтобы это Благодарственное письмо будет опубликовано в американских газетах.

4017/1047 Эрнст Д-р 20.06.22 18.01.23 Эндерс, Россия Благодарственное письмо Церковный совет подтверждает, что получил 5 1/2 партий продуктов питания на апрель, май, июнь и июль от Национального Лютеранский совет нуждающихся Эндерса. Мы просим, ​​чтобы это Благодарственное письмо будет опубликовано в американских газетах.

Die Welt-Post, Указатель писем из ада 30.08.1921 1/189

Mожно перевести c английский язык в прикрепленном файле https://online.fliphtml5.com/lecjp/enhl/#p=1

Согласно манифесту, колонисты могли строить собственные церкви только в поселениях, где нерусское население составляло подавляющее большинство. Немцы, жившие в больших городах, первое время такого права были лишены. Также запрещалось пропагандировать лютеранское и католическое учения. Иными словами, в религиозной политике российские власти давали колонистам ровно столько свободы, сколько не могло повредить интересам православной церкви. С религией были связаны многие традиции и легенды поволжских немцев. Праздники они отмечали по лютеранскому календарю. Кроме того, у колонистов были сохранившиеся национальные обычаи. К их числу можно отнести Праздник урожая, — который до сих пор отмечается в самой Германии.

  Эта страница в последний раз была от редактирована  28.01.2024*

Село Усть-Караман©2021-2024 Все права защищены 𝒟ℴ𝓇𝒻 ℰ𝓃𝒹ℯ𝓇𝓈 / 𝒰𝓈𝓉-𝒦𝒶𝓇𝒶𝓂𝒶𝓃

Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать